Эксперты предложили идеи для развития Светлогорска

На прошлой неделе в медиахабе «Чердак» прошла встреча с экспертами инициативы «Креативные города и регионы», объявленной в рамках программы ЕС — Восточного партнерства «Культура и Креативность». Специалисты презентовали ключевые положения предварительного отчета об участии нашего города в проекте. Во время встречи эксперты поделились своими впечатлениями о Светлогорске, выслушали мнения участников обсуждения: представителей райисполкома, общественных объединений и частных структур, учреждений культуры, СМИ, активных молодых горожан, — а также озвучили несколько предложений по созданию нового имиджа города.

Доходы и нюансы

О том, что Светлогорск выиграл право участия в крупной международной инициативе «Креативные города и регионы», стало известно еще в марте. Наш город обошел 8 претендентов из других уголков Беларуси.

Также в число победителей вошли по одному городу или региону из каждой страны Восточного Партнерства — специальной инициативы Европейского Союза, направленной на развитие интеграционных связей с 6-ю странами бывшего СССР. Вместе со Светлогорском для участия в проекте «Культурные городах и регионы» были выбраны украинский Косов, молдавский Орхей, армянский Сисиан, а также регионы Шамкир (Азербайджан) и Мцхета-Мтианети (Грузия).

— Мы знаем, что культура и креативность — это то, что приносит рост, доход, создает рабочие места, инновации. Но здесь есть один нюанс, — отметил во время встречи в Светлогорске эксперт программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и Креативность», руководитель инициативы «Креативные города и регионы» Рагнар Сиил. — Проблема в том, что культура в основном сосредоточена в крупных городах или в столицах. Мы поставили перед собой задачу узнать, может ли культура решать проблемы на региональном уровне, может ли она помочь в развитии маленьким городам. Именно поэтому для участия в пилотном проекте из 84 заявок мы выбрали 6 совершенно разных городов или регионов — по одному из каждой страны.

Город спрятанных сокровищ

Исследование Светлогорска в рамках инициативы началось с изучения информации, которую можно найти о нем в интернете, в медиа и в официальных документах. Следующим шагом стал визит экспертов в наш город. После — участие светлогорской делегации в культурном форуме в Молдове. Так эксперты смогли сформировать свой «внешний взгляд» на Светлогорск, что стало отправной точкой к формированию предложений по культурному и креативному развитию региона.

— Может быть, вы услышите то, с чем вы не совсем согласны, — предупредил в начале встречи Рагнар Сиил. — И это нормально. В этот момент самый правильный вопрос заключается в том, почему у человека «из вне» сложился такой взгляд на положение вещей в вашем городе. Может это из-за того, что тот город, в котором мы живем, это не тот город, который видит приезжий? Или ваши самые главные ценности спрятаны?

Мысль о спрятанных сокровищах продолжила локальный эксперт инициативы «Креативные города и регионы» в Беларуси программы ЕС и Восточного Партнерства «Культура и Креативность» Маргарита Лазаренкова.

— Экспертная делегация инициативы была в Светлогорске впервые, — отметила она. — У некоторых членов делегации были определенные ассоциации с городом, основанные на негативных коннотациях об имидже Светлогорска. Мы не знали, чего здесь ожидать. То, что мы увидели, нас поразило. Но все это было… скрыто.

Как рассказала Маргарита, в первую очередь экспертная делегация обратила внимание на памятник Роману Шатиле. Эксперт назвала его символом того, что скрывает наш город:

— Светлогорск считается самым молодым городом Беларуси. Но если копнуть глубже, то можно узнать о поселке Шатилки […]. И это огромное историческое наследие, которое незнакомо гостям города и которое можно развивать.

Второе, что поразило экспертов, — огромное количество зелени, деревьев, в которых утопает город.

— Наш внешний взгляд говорит о том, что Светлогорск — это город-лес, — подчеркнула Маргарита Лазаренкова. — Светлогорцы отмечают, что считают уникальной возможность выйти из дома и насобирать ягод.

«Проблема действительно была. Но этот опыт — показательный».

Эксперт уделила много внимания формированию имиджа нашего города. Она подчеркнула, что имидж каждого населенного пункта меняется с течением истории и времени. Так Шатилки исполняли роль «таможни, это было многонациональное место с бурлящей городской жизнью». Светлогорск изначально позиционировали как «город строителей, энергетиков, химиков, нефтяников и, в первую очередь, город юности».

Но уже в начале 90-х годов он столкнулся с первыми проблемами. Маргарита Лазаренкова призналась: когда экспертная делегация объявила о предстоящей поездке в Светлогорск, в соцсетях участники получили негативные комментарии из ряда «вы едете в город наркоманов».

— Да, проблема действительно была. Но мне кажется, этот этап очень показателен в развитии города, в том плане, как жители города справились с ней, — сказала она. — Светлогорск не скрыл проблему, к ее решению подключились различные институции, о ней писали СМИ. Благодаря этому уровень стабилизировался. И сейчас Светлогорску нужен ребрендинг, новый имидж и новое позиционирование на карте Беларуси, Европы.

О том, что нас выделяет

Для того чтобы понять, каким может быть новый имидж города, эксперт предложила «посмотреть вглубь Светлогорска». Маргарита рассказала о нескольких культурных и креативных местах города, достопримечательностях, среди которых она отметила медиахаб «Чердак», «Биг-Бен» (12-этажный дом в микрорайоне Шатилки с часами), «Дом великого Гэтсби» (дом по улице Советской, недалеко от Костела), модельную студию DIVAT, изостудию «Креатив» и другие. Также эксперт презентовала так называемую «ДНК города», на основе которой рассказала о возможностях использования особенностей Светлогорска.

Она обозначила четыре направления, на которые, по мнению международных специалистов, стоит обратить внимание, и которые выделяют Светлогорск на фоне других городов: медиа, театр, креативный бизнес и фешн-индустрия. Маргарита Лазаренкова рассказала и о возможном варианте развития Светлогорска к 2025 году:

— Светлогорск известен как самый юный город Беларуси, где развивается культурная и креативная детальность молодежи, где происходит много ярких и креативных событий для детей и подростков. Здесь создана вся инфраструктура для развития творческого предпринимательства, творческие предприниматели открывают свои бизнесы; город открыт ко всему новому. Светлогорск — здоровый, зеленый город, который пропагандирует «зеленую» экономику и который никак не связан с бывшими проблемами и коннотациями. Таким видят город эксперты инициативы «Культурные города и регионы».

«Идеи — это блюда из меню: что-то вы выбираете, что-то нет»

В рамках выступления эксперт озвучила несколько идей по развитию города, которые основаны на результатах работы, проведенной в рамках проекта.

— Но никто «из вне» не может сказать, что вам делать с вашим городом, — заметил Рагнар Сиил. — Предложенные идеи нужно воспринимать как меню в ресторане: вы выбираете то, что вам нравится. Ведь это вам решать, в каком городе вы бы хотели жить.

Международные эксперты в первую очередь обращают внимание использование потенциала молодых жителей города. Учитывая существенное (с 8 до 3) сокращение ответственных за культуру специалистов в райисполкоме — «людей, которые могут помочь инициативам сбыться» — и огромное количество светлогорцев до 18 лет, посещающих школу искусств, художественную школу, творческие студии, международные специалисты предлагают создать в Светлогорске молодежный департамент культуры.

— Такая практика существует в Европе, речь идет о молодежном Европейском парламенте, где молодые люли принимают участие в развитии своего города, — уточнила Маргарита Лазаренкова. — Здесь департамент культуры может начать работу с ежегодной летней сессии, когда светлогорцев 12-18 лет можно будет пригласить для организации культурных и креативных событий в городе.

Также эксперты предлагают поддерживать программы для развития фестивалей, конкурсов для молодежной культурной деятельности. По мнению специалистов, упор можно сделать на театральное направление — именно оно наиболее развито в Светлогорске и охватывает жителей всех возрастов.

Следующий пункт в списке предложений — работа над ребрендингом города.

— Мы увидели, что горожане действительно любят Светлогорск. Почему бы не привлечь их к созданию нового имиджа, к дизайну общественных пространств? — уверенно заявила эксперт и привела локальный пример из Бреста, когда горожане создавали логотип к юбилею города. Принять участие в открытом конкурсе мог любой желающий. К слову, самому маленькому дизайнеру было 3 года!

В течение презентации Маргарита Лазаренкова несколько раз подчеркнула о необходимости поддержки творческих предпринимателей и роли медиа в формировании нового имиджа города.

— То, что Светлогорск принял участие в этой инициативе «Креативные города и регионы» — это уже огромный шаг, — в конце встречи «СН» попросила экспертов поделиться мыслями о том, в какой степени их идеи будут приняты и реализованы Светлогорском. — Мы не ожидали увидеть заявку от вашего города. И критически важный первый шаг, чтобы развивать креативный потенциал города, уже сделан. Ведь можно получить какие-то рекомендации от европейских экспертов, но чтобы по-настоящему развивать город, инициатива должна идти от самих горожан. Судя по нашему опыту, когда городские власти выбирают между двумя вариантами развития событий: либо они поддерживают одно глобальное культурное событие, которое случается 1-2 дня, либо они поддерживают много культурных событий, которые происходят в течение года, мы всегда советуем выбирать второй вариант. Потому что результаты, социальный вклад, влияние на развитие города дают именно маленькие инициативы, которые происходят в течение года.

Маргарита Лазаренкова добавила, что во время встречи она получила несколько важных комментариев, которые будут внесены в финальный отчет. Она еще раз поблагодарила всех тех, кто инициировал подачу заявки от Светлогорска и помог работе экспертной команды. Финальный отчет эксперты планируют подготовить в октябре, он будет представлен общественности.

RSS В мире
RSS В Республике
RSS В области