Антибиотики или иммунитет?

Антибиотики или иммунитетМаксимум детской заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет, чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ).

В дошкольных учреждениях Светлогорска, при анализе состояния заболеваемости, ОРВИ составляют 75% от всех заболеваний.

По мере взросления детей ослабевает иммунитет, который они получили от матери. И когда ребенок болеет «простудными инфекциями», у него формируется собственный иммунитет. То есть простудными болезнями ребенок болеть просто обязан. Задачей родителей в этот период является не максимально быстрое выздоровление ребенка, а формирование эффективно работающей иммунной системы, которая будет охранять его в дальнейшем. К сожалению, родители стремятся быстрее «вылечить» простуженного ребенка. И первое средство для такого «лечения» – антибиотики.

Антибиотики – одно из величайших открытий человечества, но родителям нужно знать, что на вирусы они не действуют, антибиотики действуют только на бактерии. С вирусным заболеванием может справиться только иммунная система ребенка.

ОРВИ имеет свои этапы развития. Наши слизистые оболочки верхних дыхательных путей являются первым барьером на пути инфекций. Они выполняют свою функцию только при полноценной работе бактерий кишечника. При применении антибиотиков кишечная флора погибает. Без нормальной кишечной флоры нет эффективной защиты слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Кроме этого, на слизистых дыхательных путей находятся в избыточном количестве условно-патогенные бактерии (в обычных условиях не вызывающие заболевания). Их предназначение – наиболее полное удаление разрушенных клеток и продуктов воспаления. Так что появление на определенном этапе развития острого насморка при ОРВИ гнойных выделений из носа, не есть признак гнойного процесса, требующего антибиотикотерапии.

Второй элемент защиты организма, который страдает при применении антибиотиков – это колонии бактерий-сапрофитов, которые располагаются на поверхности эпителия верхних дыхательных путей, питаясь органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов. Они играют роль своеобразной пробки, препятствующей «приклеиванию» патогенных бактерий. Антибиотики бьют как раз по этим самым сапрофитам-пробкам. В результате слизистая оболочка верхних дыхательных путей становится беззащитной.

Вышесказанное отнюдь не исключает необходимости антибиотикотерапии в тех случаях, когда в этом есть необходимость. Но это исключительно компетенция врача. Самолечение приводит к серьезным последствиям.

Каждому родителю хочется улучшить состояние здоровья ребенка, чтобы он был здоровым, веселым и работоспособным. Но все ли готовы проводить действенные, требующие определенных затрат времени и энергии, но простые мероприятия?

Во-первых, закаливание. Я не призываю вас обливать детей холодной водой или спать, как А.В. Суворов, с открытым окном зимой. Но не надо спешить надевать тапочки, разрешите ребенку побегать босиком. И просто в майке, а не в двух кофтах. И умывать нужно не только ладошки, но и предплечья, и шею. Еще лучше приучать детей умываться до пояса и растирать тело полотенцем. Им это интересно, а иммунной системе в радость.

Как и любое проявление физиологических функций, иммунитет требует тренировки. А как вы его потренируете, если летом дети приходят в детский сад одетые не по сезону. Температура в группе +24 — +25°C, но мама говорит воспитателю «колготки в группе ни в коем случае не снимать». От сквозняков в обычной жизни вы всё равно не убережетесь, так может лучше потренировать иммунитет? Кстати, дети не такие уж и хрупкие создания. Поэтому одежда, соответствующая температуре – это тоже вид тренировки иммунной системы.

Следующий вид тренировки – прогулки. На улице отрицательно заряженных ионов, которые способствуют повышению иммунитета, в 100 раз больше, чем в самом проветренном помещении. Взрослым и школьникам нужно гулять хотя бы 2-3 часа. Дошкольнику нужно находиться на прогулке не менее 4 часов (частично это делают за вас дошкольные учреждения). Чем больше человек гуляет на свежем воздухе, тем лучше будут работоспособность, сон и аппетит.

В-третьих – рациональное питание. Это не сосиски, копченая колбаса и мясо. Рациональное питание – это много овощей, содержащих клетчатку, витамины и микроэлементы. Это старые добрые крупы, хлеб грубого помола, молоко, творог, кефир, рыба, яйца, фасоль. Все эти продукты содержат белок и микроэлементы. Овощи и кисломолочные продукты влияют на состояние кишечной флоры, которой у взрослого человека имеется около 1 килограмма. В кишечнике «лежит» наш иммунитет, от его функции зависит проявление аллергических и хронических дыхательных заболеваний.

Нельзя прожить без жиров, которые входят в состав клеточных оболочек, участвуют в обменных процессах, без них не усвоятся жирорастворимые витамины.

Обязателен водный режим. Иногда стакан чистой воды, а не чашка кофе, восстановит работоспособность мозга.

Многие дети, абсолютно инстинктивно, просят попить водички и не любят кутаться. Но мы с такой последовательностью и настойчивостью боремся с этими природными защитными механизмами, что побеждаем почти всегда.

Четвёртый аспект – физкультура. Это не только выработка силы, быстроты и выносливости, это закаливание и профилактика ряда заболеваний. Введение в наших дошкольных учреждениях инструкторов по физкультуре сыграло свою положительную роль: занятия по физвоспитанию стали более функциональными и интересными.

Используя простые механизмы защиты организма, можно обеспечить ребенку основу для дальнейшей счастливой здоровой жизни.

При подготовке использованы материалы статей кандидата медицинских наук А. Бизункова

Людмила Саморукова, врач-гигиенист ЗЦГиЭ

Об авторе

Статьи по Теме

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ