Социальное партнёрство

Осуществление в республике экономических и социальных преобразований может быть успешным только в условиях социального мира, согласования позиций и учета интересов различных слоев общества, их взаимного отказа от конфронтации и социальных конфликтов. В этих целях  и  постоянно совершенствуется система социального партнерства.

Основные формы и методы взаимодействия профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления включают: создание и деятельность трехсторонних консультативных органов; ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений; создание и совершенствование нормативной правовой базы; проведение консультаций, семинаров, конференций; систему разрешения коллективных трудовых споров и т.д.

Правовое регулирование социального партнерства создает условия для развития в республике социального диалога.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы социального партнерства, являются:

  • Конституция Республики Беларусь (статья 14);
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (IV раздел «Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений»);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров;
  • Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»;
  • Закон Республики Беларусь «Об охране труда»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2012 № 169 «Об утверждении Типового положения об отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) совете по трудовым и социальным вопросам»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 № 193 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2015 № 674) «О регламенте Совета Министров Республики Беларусь»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.10.2013 № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке учета возникших коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей».

 

      Действующее  законодательство о социальном партнерстве позволяет предусматривать для работников дополнительные льготы и гарантии посредством включения конкретных положений в соглашения и коллективные договоры.

      В республике активно осуществляют свою деятельность советы по трудовым и социальным вопросам, созданные на отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) уровнях.

      На республиканском уровне взаимодействие Правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществляется в рамках Национального совета по трудовым и социальным вопросам. 

     Важным звеном в системе социального партнерства являются тарифные (отраслевые) соглашения между соответствующими объединениями профсоюзов и нанимателей, а также соответствующими республиканскими органами государственного управления.

С 1 января 2019 года действует Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2021 годы от 19 декабря 2018 года (продлено на 2022-2024 годы).

Дополнительное соглашение к Генеральному соглашению между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019–2021 годы от 24 ноября 2021 года.

 

12 апреля  2022 года  подписано  Соглашение между Гомельским областным исполнительным комитетом, Гомельским областным союзом  нанимателей и Гомельским  областным объединением    профсоюзов на 2022 - 2024 годы.  

Содержание Генеральных соглашений (некоторые положения) составляют преимущественно информационные, обязательственные и организационные положения.

В тарифные и местные соглашения (ст.360 ТК) включаются не только социально-трудовые гарантии и преимущества, но и иные условия, которые улучшают правовое положение работников, не противоречат законодательству  и учитывают положения Генерального соглашения.

Социально-трудовые гарантии и преимущества предоставляются в зависимости от особенностей отрасли или региона, что подразумевает учет сторонами конкретных местных условий (финансовых, организационных и т. д.).

Перечень вопросов, по которым в тарифных и местных соглашениях устанавливаются социально-трудовые гарантии и преимущества, также сформулирован как открытый, то есть в выборе вопросов стороны ограничены своей компетенцией и принципом не ухудшения правового положения работников по сравнению с нормами законодательства о труде и генеральным соглашением.

27 июня 2022  года принято районное Соглашение между Светлогорским районным  исполнительным комитетом, Советом руководителей  организаций и предприятий  Светлогорского района  при Светлогорском районном исполнительном комитете и  районным  объединением профсоюзов на 2022-2024 годы, которое должно способствовать дальнейшей  стабилизации социально-экономического положения  работников, большей защищенности,  как одной из сторон трудовых отношений.  

Состав Светлогорского районного совета по трудовым и социальным вопросам

Социальное партнерство