Ветерану Великой Отечественной войны Валентине Григорьевне Полковниковой исполнилось 95 лет
Ветерану Великой Отечественной войны Валентине Григорьевне Полковниковой исполнилось 95 лет. Поздравить ее с юбилеем пришли председатель районного Совета депутатов Людмила Величко, председатель совета ветеранов войны и труда Валентина Рудинская, главный врач районной больницы Игорь Тавтын, ученики 7 класса школы №2 вместе с классным руководителем Дмитрием Дадалко и заместителем директора по воспитательной работе Ольгой Евсеевой.
Детство Валентины Григорьевны Полковниковой прошло в Туле. Большой, красивый город навсегда сохранил в ее памяти свет и тепло старых улочек, запах разогретой полуденным солнцем листвы в старинном парке. Запомнилась и секретность маминой службы, которая работала на Тульском патронном заводе.
Когда началась Великая Отечественной война, Валентине исполнилось 17 лет. Она окончила восьмилетку и устроилась санитаркой в госпиталь для раненных солдат, который открылся неподалеку. К тому времени все заводы вместе с работниками уже были эвакуированы, а заводские корпуса заминированы. Мама Вера Петровна Горбачева в эвакуацию не поехала. Отец Григорий Михайлович, который работал зоотехником в колхозе под Тулой, вместе с двумя сыновьями — братьями Валентины — ушли на фронт.
Тула оказалась почти в полном окружении. С фронта приходили тревожные сообщения: фашисты уже в Ясной Поляне. В городе остались сотрудники Народного комиссариата внутренних дел и рабочие. Мама в составе рабочего батальона рыла окопы. Впоследствии была награждена двумя медалями, ее портрет висел на городской Доске Почета.
В 1941 году, когда фашисты подошли к Москве, бои были страшные. Валю как сандружинника послали от госпиталя вывозить раненных из-под Москвы и Тулы. За раненными солдатами ездили в телячьих вагонах, сами же их и грузили. В ноябре-декабре, когда фашистов уже отогнали от Москвы, они гибли от мороза, как мухи. Белая, заснеженная земля была сплошь устелена черными мухами-фашистами.
—Ужас, сколько людей было побито! — вспоминает Валентина Григорьевна. — Наши лежали в шинелках, в обмотках, живые просили помощи, звали, «сестричка»! Бедные, как они перемучались. Поможешь раненому сесть, он облокотится и просит, «Дочка, как-нибудь помоги». Кто не мог передвигаться, тащили на плащ-палатке волоком. Нагрузим полный эшелон и везем на завод, устроенный под госпиталь переднего края. Когда наши войска пошли в наступление, освободили Ясную Поляну и двинулись дальше, наш госпиталь стал тыловым. Тяжело раненые поступали к нам уже с передовой.
Однажды из военкомата в госпиталь пришел уполномоченный для набора девушек на курсы шоферов. Желание изъявили тридцать девушек-сандружинниц. Их привели к присяге, сформировали взвод и поселили в казарме. Кормили нормально. Пятимесячные курсы Валя окончила на «отлично». Инструктор по вождению и материальной части дал ей высокую оценку. Он доложил начальнику школы, что, когда лопнуло на ходу колесо, Валя проявила сноровку и удержала машину ровно.
Войска Красной Армии гнали фашистов все дальше и дальше. Приехавшие за окончившими курсы водителями «купцы» забрали Валю в 664-й батальон аэродромного обслуживания. В нем она прослужила до конца 1944 года, пока ее не контузило. Работала на спецмашинах, заправляла горючим самолеты, зимой заводила для прогрева самолетные двигатели, дежурила на санитарной машине.
— Вскоре передислоцировались в Белоруссию, — продолжает Валентина Григорьевна. — Республика была вся в руинах. В лесу нашли подходящую площадку под взлетно-посадочную полосу. Возле нее сделали боковые просеки, загнали туда самолеты и замаскировали маскировочными сетями. Потом пошли копать землянки под командный пункт и для отдыха личного состава.
В батальоне все страшно не любили перебазировку. И не потому что приходилось заново обустраивать «взлетку», капать землянки и строить защитные укрепления. Проблема заключалась в том, что летный состав улетал на самолетах на новый аэродром, а батальон аэродромного обслуживания двигался к новому месту дислокации по земле колонной. Колонна машин очень заметна с воздуха, и это лакомый кусочек для фашистских мессеров.
На новом аэродроме жизнь проходила стремительно. Один летный полк сменял другой. Здесь заправлялись «Дугласы», готовились к прыжку в тыл врага дальние бомбардировщики, но чаще всего заправлялись и пополняли боекомплект истребители. Валя возила топливо для заправки самолетов. Она была очень старательной, но однажды ее жизнь подверглась серьезному испытанию.
— Наши самолеты вели воздушный бой прямо над аэродромом, рассказывает Валентина Григорьевна. — Я это прекрасно видела. Моя эскадрилья была еще в воздухе, а эскадрилья товарища-заправщика уже приземлилась на дозаправку. А топлива у моего товарища нет. Он подходит и говорит, Валя, заправь мою эскадрилью, а когда прилетят твои, я их заправлю. Я заправила. Отдала все топливо и поехала на заправку. А он моих не заправил…
Валю вызвал командир полка. Он был очень строг и суров.
— По вашему приказанию прибыла, — доложила перепуганная Валя.
Тот посмотрел ей в глаза и сказал — «детский сад». Потом спросил, как получилось, что эскадрилья оказалась не заправленной? Валя рассказала.
— У вас есть своя эскадрилья, за которую вы несете ответственность. Если у вашего товарища не оказалось в нужное время бензина, пусть бы он и отвечал за свой промах.
Валю должны были по законам военного времени расстрелять. Но командир полка пожалел девушку. Может быть, вспомнил о своих детях?
Закончилась очередная смена. Валя зашла в солдатскую столовую под навесом. После ужина двинулась к казарме. В вечернем небе увидела летящие мессершмитты. Перепуганные мысли о скором конце запрыгали вместе с начавшейся бомбежкой.
— Трижды что-то сильно бабахнуло, — говорит Валентина Григорьевна. — Я упала и больше ничего не слышала. Самолеты улетели так же внезапно, как и прилетели. Пошевельнулась, встала и пошла в казарму. Оказалось, что фашисты сбросили три бомбы, которые не взорвались.
Однажды Валю отправили на автомобиле ЗИС-5 в лес за кругляком для строительных работ. Загрузили полненькую машину. Во время возвращения на аэродром, машина забуксовала. У молодой девушки за сиденьем стоял карабин, тем не менее. Она почувствовала себя неуютно. Вальщики леса из близлежащей деревни давно ушли. Они ожидали ее в заданной точке, но Валя в положенное время из лесу не вернулась. Рабочие связались с полком по рации, там объяснили, что машина не приехала.
— Сижу в кабине, не знаю, что делать, — рассказывает Валентина Григорьевна. — Гляжу, движутся два огонька. Включила фары, а это волк. Я карабин взяла, но стрелять не стала. Вскоре пришли работники, помогли вытянуть машину. Но в расположение уже не поехали, а в деревню. Здесь меня накормили, напоили, утром собрали на дорожку и поехала в батальон.
Валя носила яловые сапоги. Поначалу было тяжело. А потом так к ним привыкла, что не мыслила себя в другой обуви. Ей выдавали 10 пачек «Беломора» на декаду. Она меняла у хлопцев папиросы на сахар. Спустя год ассортимент сухого пайка пополнился плиткой шоколада раз в 10 дней. В еще через два года в войсках появилось женское обмундирование.
Вся война для Валентины Григорьевны прошла в лесу от Тулы до Восточной Пруссии через Белоруссию и Польшу. Так же, как и в фильме «В бой идут одни старики», военнослужащие 664-го батальона аэродромного обслуживания крестили улетающие на задание самолеты. В 1944 году Валентина Григорьевна попала под очередную бомбежку, получила контузию, была ранена в руку и ногу. После госпиталя была комиссована и уволена в запас.
9 мая 1945 года она уже была дома в Туле.
— По улице Софьи Перовской, где проживала моя семья, люди толпами шли в парк Горького, — вспоминает Валентина Григорьевна. — Там было такое торжество! Люди шли с гармошками и песнями. Кругом звучала музыка. Открылись торговые палатки. В толпе были видны люди на костылях, без рук, но все такие радостные! Этой радости просто не передать.
В 1949 году Валентина по комсомольской путевке уехала на Север строить Норильск. Там познакомилась с будущим мужем. После Севера до 1957 года жила в Гродно. В 1957 вновь поехала в Норильск и прожила там до 1980 года. Война оставила в ее жизни тяжелый след, но есть в них и светлые воспоминания.
Поздравляем Валентину Григорьевну Полковникову с 95-летием. А в ее лице — всех ветеранов Великой Отечественной войны, перенесших страшные тяготы, но выживших и победивших.
На снимке: ветерана Великой Отечественной войны Валентину Григорьевну Полковникову с 95-летием поздравляют председатель районного Совета депутатов Людмила Величко, председатель совета ветеранов войны и труда Валентина Рудинская, главный врач районной больницы Игорь Тавтын, ученики 7 класса школы №2 вместе с классным руководителем Дмитрием Дадалко и заместителем директора по воспитательной работе Ольгой Евсеевой.