Продолжается работа над исключением выбросов неприятных газов в атмосферу Светлогорска

Светлагорскiя навiны

Когда галантерейщик Бонасье вышел из резиденции кардинала Ришелье, ничто не могло испортить ему приподнятого настроения. Горделиво вскинув подбородок, он воскликнул: «Галантерейщик и кардинал — это сила! Мы спасем Францию!». И хотя хорошо известно, что для кардинала не было тайн во всем королевстве, что донесение Бонасье мало чем помогло ему в противоборстве с французским королевским двором, это не помешало галантерейщику бахвалиться…
Наблюдая за тем, как некоторые особо активные жители нашего города, напуская на себя важность и пафос, рассказывают, как они стараются на благо городского общества, борются с негативными последствиями работы производства беленой целлюлозы, выставляя напоказ каждый свой шаг и беспрестанно комментируя действия официальных служб и властей, бесконечно обвиняя их в бездеятельности, посредством популярных соцсетей и поддерживающих их СМИ, тем больше их деяния напоминают вышеназванный эпизод из фильма «Д’артаньян и три мушкетера».

Чуть больше года прошло с первого пуска нового производства. Однако этот момент запомнился жителям города отнюдь не радостными впечатлениями. Метилмеркаптан, неприятный, да что там говорить — вонючий газ, выделяемый в процессе химической обработки древесины, буквально накрыл город. Больше всего досталось жителям поселка Якимова Слобода, живущим в непосредственной близости от предприятия. Возмущения городской общественности заставили приостановить производство и заняться выяснением причин произошедшего.

Что это было? Несовершенство технологии, недобросовестность поставщиков промышленного оборудования или китайских инвесторов, чьи рабочие устанавливали его, ошибки в расчетах со стороны наших специалистов? А может пресловутый «человеческий фактор?» Поиск причин неприятного производственного эффекта 
занял значительное время и потребовал усилий сотен специалистов как отечественных, в том числе представителей научных кругов, так и зарубежных. И, как видим (а если быть точными — как ощущаем собственным носом) работы у специалистов еще предостаточно. Хотя нельзя отрицать тот факт, что прогресс все-таки есть.

По сравнению с первым запуском нынешние запахи значительно отличаются по интенсивности (хотя приятного в этом все равно мало). Но все это говорит о том, что коллективу производства не безразличен город, в котором живут и они сами, и их близкие. И потому продолжает искать пути исключения всех возможностей выхода неприятных газов в атмосферу, как это сделали в свое время соседи и практически ровесники Светлогорского ЦКК — ОАО «СветлогорскХимволокно». Старожилы предприятия прекрасно помнят, как трудно давались первые шаги молодого производства. И «ароматы» в городе были не лучше, чем сейчас. Но коллектив проявил упорство и смекалку, благодаря уверенной работе специалистов найдены и внедрены технологические решения, позволившие вывести экологическую обстановку на предприятии и в городе в безопасные рамки.

Неужели сейчас, во времена современных технологий, позволивших заменить в производственном процессе при отбелке целлюлозы элементарный хлор на безопасный 1-процентный раствор диоксида хлора, не будет найден способ, как «выловить» эти злополучные запахи и отправить их на сжигание? Найдется. И уверенности в этом придают многие факторы: и потенциал коллектива ОАО «Светлогорский ЦКК», и важность проекта для экономики страны в целом и города в частности, и забота о безопасности населения района, закрепленная многочисленными нормативными актами на высоком государственном уровне, и пристальное внимание за процессом реализации проекта со стороны специализированных организаций и вышестоящих ведомств, так или иначе соприкасающихся в своей деятельности с работой предприятия.

Во время приема граждан из Светлогорска глава Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Худык сказал: «Мы тесно работаем с предприятием, чтобы принятая технология по производству сульфатной беленой целлюлозы заработала и не создавала проблем ни населению, ни окружающей среде. И я убежден, что мы этого добьемся».

А что в ответ? Вся сдержанность и деловитость, проявленная во время приема, спустя пару часов испарились. Их место опять заняли громогласные заявления о том, что город гибнет, что людей травят, что власти и руководство предприятия бездействуют и министр ничего не сможет решить, а все то, что было достигнуто положительного по снижению воздействия производственного процесса на окружающую среду и население района, — целиком и полностью заслуга определенных активных граждан. Непонятно, правда, каким путем. Может быть кормлением голубей на площади, приписав безобидному увлечению многих горожан статус протеста, или вылепив парочку снеговиков, опошлив тем самым популярную детскую забаву? В таком случае сердобольные старушки в Старом городе, из милосердия и добродушия подкармливающие бездомных котят, совершают «революцию» в плане экологической безопасности страны. А ребятишки, на прогулке в садике слепившие снеговика, на самом деле занимаются решением важных задач по защите прав своих пап и мам.

Хотя, честно сказать, было бы интересно посмотреть на действия отдельных активных граждан, что называется, в деле: какие конкретные решения предложили бы они по улучшению экологической обстановки в городе, какими механизмами воспользовались бы некоторые представители коммерческой сферы для совершенствования экономической обстановки района? Может, как в школе, ввести «день самоуправления» и поставить желающих на денек (хотя, наверное, дня мало — на месяц) на ключевые позиции в городе или предприятии, чтобы они не на словах, а конкретными делами убедили нас в своей правоте.

Наш город, как и многие подобные ему по всей Беларуси, развился благодаря промышленности. Именно строительство крупных химических предприятий сделало из провинциальных Шатилок Светлогорск. Получив хорошую базу от своих отцов и дедов в 60-х годах прошлого века, светлогорцы сумели развить и закрепить этот потенциал в 70-80-х, не растерять его в период сложных экономических и политических неурядиц 90-х и вступить в новый век готовыми ко всем изменениям, которые несет с собой новое время. Наша промышленность сегодня переживает модернизацию и перерождение, чтобы полнее соответствовать новым условиям и требованиям. Процесс дается нелегко. И в этом случае, как никогда, важна консолидация всех сил, умственных и физических, чтобы претворить многие идеи в жизнь. А раскол, разброд и конфронтация лишь вносят в жизнь общества лишние беспокойства и сумятицу, непременно отбрасывая его назад в своем развитии. Надо ли это?