Информация по защите прав потребителей за 2018 год
Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“ (далее – Закон).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергосбережения, комиссии, перевозки пассажиров и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.
Координация деятельности структурных подразделений райисполкома по вопросам защиты прав потребителей, а также по обеспечению осуществления районным исполнительным комитетом функций, предусмотренных пунктом 1 статьи 43 Закона возложена на начальника отдела торговли и услуг Светлогорского районного исполнительного комитета Орлову Е.Н.
Уполномоченными по защите прав потребителей Светлогоского районного исполнительного комитета по вопросам торгового обслуживания, услуг общественного питания и бытового обслуживания являются специалисты отдела торговли и услуг, которые в пределах своей компетенции рассматривает обращения и жалобы потребителей, осуществляют прием граждан, оказывают консультационную и практическую помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Постоянно проводится работа, направленная на восстановление в досудебном порядке нарушенных прав потребителей.
Ответственными за рассмотрение обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей определены должностные лица структурных подразделений районного исполнительного комитета
За 2018 год отделом торговли и услуг Светлогорского райисполкома рассмотрено 129 обращений граждан по вопросу защиты прав потребителей, из них 81 - в сфере торговли, 41 – оказания бытовых услуг, 7 - иные вопросы в сфере защиты прав потребителей.
За текущий год рассмотрены в основном обращения, связанные с некачественными непродовольственными товарами, в этом списке лидируют телефонные аппараты, планшеты и другая сложнобытовая техника.
Обращения граждан в основном содержат следующие вопросы:
- порядок расчета с потребителями при возврате некачественного товара продавцу;
- нарушение сроков проверки качества товаров;
- приобретение товара через интернет-магазины;
- нарушение сроков оказания услуг либо устранения недостатков оказанных услуг.
Все обращения потребителей по спорным вопросам решаются в основном в досудебном порядке.
В 2018 году составлено 3 исковых заявления в суд Светлогорского района, 21 протокол на привлечение к административной ответственности.
При покупке товаров через интернет-магазин необходимо убедиться, что товар по своим характеристикам соответствует заказанному, проверить наличие всех необходимых документов, информацию о продавце товара.
Потребителям необходимо более ответственно относиться к покупкам товаров на проводимых презентациях, внимательно изучать документы (договора) при их подписании, так как при расторжении договора, возврат таких товаров необходимо производить по месту нахождения юридического лица, а это в основном в городах Брест, Гродно, Минск.
В последнее время участились случаи обращения граждан с просьбой расторжения договоров и возврата денежных средств за покупку и установку фильтров для очистки воды (часто это люди преклонного возраста, инвалиды).
Хотелось бы предостеречь потребителей, что прежде чем написать заявление и подписать договор посоветуйтесь с родственниками о необходимости приобретения данного фильтра, за неадекватную для них цену, тем более что вода в г. Светлогорске соответствует всем предъявляемым параметрам.
Согласно законодательства, расторжение договора без существенных на то причин, как правило, не представляется возможным.
Вся информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на сайте Светлогорского райисполкома в разделе «торговля».