Беседуем с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Светлогорского райисполкома о подростковой преступности
Корреспондент «СН» встретился с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Светлогорского райисполкома Натальей Кендыш, чтобы поговорить о подростковой преступности.
— Все преступления в Светлогорском районе совершены не сиротами или приемными детьми. Их совершили дети, имеющие семью, — констатирует факт Наталья Кендыш. — Причем произошли они не в учебное, а в свободное время. Это как раз тот случай, когда своих детей должны контролировать родители.
Как отметила Наталья Ивановна, существует ошибочное мнение: если ребенку 16 лет, то он бесконтрольно может находиться в любое время в любом месте. Временные ограничения введены для детей до 16 лет для того, чтобы оградить их, поскольку они чаще становятся жертвами преступлений и собственных необдуманных поступков.
— Мужчина, заподозрив подростков в том, что они разбили стекла в его доме, рассказал об этом отцу одного из них. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, тот рассказал о жалобе сыну. В результате вечером группа подростков в возрасте от 15 до 20 лет, встретив человека, у которого были повреждены окна, избила его. И снова возникают вопросы: как папа поговорил с сыном? Почему вместе не сходили к мужчине и не разобрались в сложившейся ситуации?
— В другом случае 17-летние подростки, находившиеся в компании на улице после полуночи, избили человека. Как могут родители спокойно спать, когда детей нет дома? Примечательно, что очень часто взрослые оправдывают поступки детей, что бы они ни совершили. Но в большинстве случаев, если ребенок совершит какое-либо правонарушение, родители для него не являются авторитетом и он не воспринимает их замечания, — поясняет Наталья Кендыш. — Впрочем, некоторые родители не видят в проступках детей ничего предосудительного. Например, подростка задержали с наркотиками, возбуждено уголовное дело по ст.328 УК Республики Беларусь. При обыске дома также обнаружены наркотические вещества. Но мама не понимает тяжести совершенного правонарушения и считает его «несерьезным»: ведь он же никого не убил.
Наталья Ивановна приводит в пример недавний случай, когда широкую огласку получило уголовное дело, возбужденное в отношении светлогорцев — отца и сына, задержанных в Гомеле при закладке наркотиков в тайники. Кроме совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, в действиях отца усматривается деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.172 УК РБ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления». Да и подростку грозит довольно большой срок лишения свободы.
— Родители должны понимать: именно они в ответе за своих детей, — напоминает Наталья Ивановна. — В каждом преступлении, совершенном ребенком, есть доля их вины. Поэтому родители должны быть в курсе, где находится ребенок и чем он занимается.
Стоит отметить еще один важный момент: любая статья Уголовного Кодекса, в соответствии с которой человек привлекался к ответственности, навсегда остается в его биографии. Кодекс об административных правонарушениях не разделяет нарушителей на взрослых и детей. Так, за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения для подростка (точно так же, как и взрослого) в первый раз Кодексом предусмотрен штраф до 8 б.в., во второй — от 2 до 10 б.в.
— При рассмотрении подобных ситуаций на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних родители пребывают в недоумении: «Вы же нам даете штраф!». Но заплатив штраф за своего ребенка, они вправе поставить ему условие: ты обязан вернуть деньги, например, заработав их в период летних каникул. Расставшись с кровно заработанными деньгами, он наверняка почувствует им цену. Ведь труд — не только возможность заработать, но и воспитательный процесс. Это послужит ребенку хорошим уроком, — советует Наталья Кендыш.
— В Республике Беларусь возраст административной и уголовной ответственности наступает с 14 и с 16 лет в зависимости от тяжести противоправных поступков. Подросток, не достигший возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, с 11 лет может быть направлен в спецшколу закрытого типа: за 10 месяцев текущего года в подобное учреждение у нас направлено трое детей. Один — за совершение преступления, двое — за совершение административных правонарушений.
Все начинается с пеленок
Иногда приходится слышать, как родители признают свою беспомощность, неспособность повлиять на поведение подростков: «Я не могу с ним справиться!». И тогда возникает вопрос: где же вы были до этого, почему не занимались воспитанием собственного чада?
Домой ребенок не спешит, потому что там его никто не ждет. Куда спешить, если мама, отключившись от реальности, сидит в соцсетях. Такая постоянная «занятость» родителей приводит к тому, что папа и мама теряют у подростка родительский авторитет и он чаще всего попадает в сомнительные компании.
Еще одна причина, по которой ребенок не хочет идти домой — психологическое давление, насилие, которое он испытывает. Совсем нелепо звучит вопрос родителей: «В кого ты такой уродился?». При этом самые близкие люди не понимают, что во всех проблемах виноваты только они.
«Он ничего не хочет, ему все неинтересно!» — говорят родители в ответ на предложение школьных педагогов и членов комиссии по делам несовершеннолетних увлечь подростка каким-либо полезным делом: заняться спортом или посещать кружки. Но если с раннего детства его не научили полезным занятиям, если его родители заняты только своими делами, откуда этот интерес может сам по себе появиться? И уж ни для кого не секрет, что все последующие проблемы в его жизни следует искать в пробелах воспитания в семье.
Дети должны чувствовать, что дома их ждут, любят и ценят. И с «десяткой», и с «тройкой» в дневнике. И даже тогда, когда он несет «неуд» за поведение, ребенок не должен бояться идти домой. Ему за плохие поступки должно быть стыдно, а не страшно. Дети не должны бояться родителей, они должны их уважать. У вас есть возможность показать, насколько ребенок вам дорог.