В Светлогорске ускорили процесс исследования ПЦР-тестов
В условиях пандемии еще с прошлого года серологическая лаборатория по диагностике инфекционных заболеваний исследует биоматериал на COVID-19. Теперь благодаря новому оборудованию — амплификатору, который на днях появился в лаборатории, профессионалы в защитных костюмах смогут ускорить качественную диагностику заболевания на Светлогорщине, а значит, тестируя образцы биологического материала на наличие РНК COVID-19, еще быстрее давать ответ, пожалуй, на самый волнующий на сегодня вопрос.
Еще прошлым летом для исследований в лаборатории серодиагностики было задействовано три бригады экспертов, в каждой — врач и лаборант, которые работали посменно 24/7, причем даже в выходные. Меняются цифры при каждом очередном всплеске заболевания, вирус «молодеет», поток пациентов в поликлиниках — просто бесконечный, и работа в лаборатории кипит, как и летом 2020 года.
— Сейчас мы тоже работаем круглосуточно, правда, в субботу и воскресенье наш график с 8.00 до 20.00, — говорит и.о. заведующего лабораторией серодиагностики инфекционных заболеваний СЦРБ Елена Сухабок. — Проводим исследования не только для пациентов, но и для тех горожан и жителей района, которые выезжают за пределы страны.
Усовершенствовать работу лаборатории в этом направлении позволит еще один амплификатор. К слову, ПЦР-машину уже установили и по полной загружают пробирками.
— Новый апмлификатор очень ждали, потому что в нашем загрузка очень маленькая, рассчитана всего лишь на 46 пробирок, а новый прибор позволяет загрузить 96 проб, — говорит Елена Владимировна. — На исследование биоматериала уходит 6 часов, и находиться в лаборатории столько времени во всем обмундировании: в ПЧК-костюмах, масках, перчатках, нарукавниках, бахилах, поверьте, очень сложно и невыносимо жарко. Анализ состоит из двух этапов: на первом этапе происходит выделение РНК-вируса, то есть генетический материал вируса, он проводится в одном ламинарном боксе. Проведение полимеразной цепной реакции проводится во втором боксе, там уже идет добавление реагентов, которые именно проводят ПЦР-реакцию, затем заправляем пробирки в прибор — амплификатор, в котором они проходят специальные этапы (от 47 до 50 циклов в различных температурных режимах). Проходит накопление копий РНК-вируса, они считываются прибором и улавливают специфические участки генома вируса, и если таковые есть, то фиксируются на компьютере с помощью графиков. В результате получаем либо положительный результат, либо отрицательный.
Ежедневно специалисты лаборатории проводят сотни исследований, потому что понимают, что тестирование проводится не ради любопытства, а для того, чтобы быстрее распознать наличие ковид-инфекции.
— Максимальное количество исследований, которые проводили в лаборатории — 368, — отмечает специалист. — Работаем, не выходя из лаборатории, и в конце смены просто падаем без сил, настолько это нереальная нагрузка. Надеюсь, что новый прибор нам немного облегчит задачу.
Елена Владимировна хорошо помнит, как работали в первую волну и то, как отправляли на Гомель пробирки, а затем 7 дней ждали результат.
— Да, тогда в лаборатории все морозильные камеры были забиты пробами, — подтверждает она. — Сложно было в той ситуации всем: и специалистам, и пациентам. Сейчас все происходит гораздо быстрее, такой задержки нет. Стараемся в первую очередь обращать внимание на диагнозы и отделения, из которых поступают биоматериалы, для реанимации, инфекционного отделения — делаем в первую очередь. Кроме того, обслуживаем не только Светлогорский, но и Октябрьский район.
— Но иногда ПЦР-тесты «ошибаются». Почему так бывает? — задаю вопрос, который, думаю, волнует многих.
— Происходит это по нескольким причинам, – отвечает Елена Сухабок. — В первую очередь, результат зависит от жизнедеятельности самого вируса. То есть в организме вирус быстро размножается, но в первые дни после заражения он невидим для ПЦР-диагностики. Если тест сделали рано, он скорее всего не даст положительного результата, несмотря на протекающее заболевание. Однако скоро болезнь «захватывает» слизистые рта, носа и глотки (когда человек теряет обоняние, вкус), именно в этот период его легче обнаружить. Когда вирус спускается в легкие, то наличие его частиц в носоглотке зависит от разных факторов: например, много ли кашляет больной, поел или попил ли он перед забором материала на анализ. Насколько знаю, лучше сдавать тест, когда от момента заболевания прошло 5 дней. Возможно, «ложный» результат связан с чувствительностью тех реагентов, которыми работаем, возможностями нашего прибора (насколько у него низкий порог) и от многих других факторов (скажем, от качества сбора биологического материала). Наши лабораторные исследования зависят больше от преаналитического этапа: от того, насколько обучена медсестра или врач, который делает этот забор, насколько глубоко сделан соскоб, не нарушена ли стерильность, не занесена ДНК или РНК другого человека, то есть здесь важно соблюдение обычных санитарных норм.
Медик уверяет, что в лаборатории трудятся специалисты высокой квалификации, которые знают все тонкости методики работы.
— Считаю, что наша работа врачей и лаборантов налажена. Эксперты знают, насколько важно врачу получить результат и быстрее скорректировать лечение пациента или же вовремя изолировать его от других. Поверьте, персонал лаборатории понимает всю важность своей работы. С такой же ответственностью сегодня также необходимо всем нам задуматься о собственном здоровье: соблюдать все меры профилактики коронавирусной инфекции, и чтобы не стать обладателем положительного ПЦР-теста и не оказаться на больничной койке, стоит пройти иммунизацию. Важно помочь своему организму в борьбе с ковидом — приходите на вакцинацию, — заключила собеседница.
Фото: Елена Касьян-Павленкова, «СН»
- ТЭГИ
- COVID-19