О системе регулирования цен

Administrator

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 19 октября 2022 г. № 713 О системе регулирования цен

Разъяснение о применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен»

 

Министерство антимонопольного регулирования и торговли по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь № 713 разъясняет следующее:

  1. Формирование регулируемых цен при реализации товаров в рамках договора комиссии.

Производители (импортеры) осуществляют формирование розничных цен на непродовольственные товары, реализуемые по договорам комиссии, исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713.

  1. Приведение цен на остатки товаров в торговле в соответствие с постановлением № 713 осуществляется путем применения к цене приобретения потребительского товара оптовых надбавок, торговых надбавок (без учета оптовой надбавки), не превышающих указанных в приложении 1 к постановлению № 713.
  2. Распространяется ли действие пунктов 9-12 и 15 постановления № 713 на товары, не поименованные в приложении № 1 названного постановления.

Действие пунктов 9-12 и 15 постановления № 713 распространяется только на товары, поименованные в приложении № 1 к постановлению № 713.

  1. Распространяется ли действие Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (далее – Инструкция № 55), на товары, государственное регулирование цен на которые осуществляется в соответствии с постановлением № 713.

Действие Инструкции № 55 распространяется на товары, регулируемые в соответствии с постановлением № 713 в части норм, не противоречащих нормам постановления № 713.

  1. О предоставлении скидок.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 55 производители (импортеры) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен (тарифов). При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен (тарифов) с учетом скидок, повторно не составляются.

Скидки предоставляются в соответствии с утвержденным производителем (импортером) порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавки применяются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.

Производители (импортеры) имеют право при реализации товаров предоставлять субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки.

Оптовая скидка может делиться по соглашению сторон между субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю.

  1. Распространяется ли действие постановления № 713 на продукцию общественного питания:

6.1. изготовленную субъектом хозяйствования в принадлежащем ему объекте общественного питания и переданную для дальнейшей продажи в принадлежащий этому же субъекту торговый объект;

6.2. изготовленную субъектом хозяйствования в одном принадлежащем ему объекте общественного питания и реализуемую этим же субъектом в рамках деятельности «общественное питание» в иных принадлежащих ему объектах общественного питания;

6.3. изготовленную субъектом хозяйствования в принадлежащем ему объекте общественного питания и реализуемую другому субъекту хозяйствования для последующей реализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З):

  • общественное питание – предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и (или) организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания (подпункт 1.12);
  • объект общественного питания – капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, передвижной объект общественного питания (подпункт 1.13);
  • продукция общественного питания – кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания (подпункт 1.18);
  • субъект общественного питания – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие общественное питание (подпункт 1.27);
  • субъект торговли – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю (подпункт 1.28);
  • товары – предназначенное для продажи имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество (подпункт 1.29);
  • торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32);
  • торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли (подпункт 1.35).

Таким образом, исходя из определений терминов:

1.1. «торговля» и «товары», изложенных в подпунктах 1.29 и 1.32 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З, продукция общественного питания, изготовленная в объекте общественного питания (например, в заготовочном цехе) и переданная на реализацию в торговый объект, становится товаром, а предпринимательская деятельность, связанная с продажей таких товаров в торговом объекте, относится к виду деятельности «торговля». Соответственно, в указанном случае нормы постановления № 713 будут распространяться на такие товары, реализуемые в торговом объекте;

1.2. «общественное питание», «продукция общественного питания», изложенные в подпунктах 1.12 и 1.18 Закона № 128-З, продукция, изготовленная и реализуемая одним субъектом хозяйствования в рамках осуществления одного вида деятельности «общественное питание» в принадлежащих ему объектах общественного питания, является продукцией общественного питания.

Ввиду изложенного, в случае изготовления субъектом хозяйствования продукции общественного питания в одном объекте общественного питания и продажи такой продукции этим субъектом хозяйствования в иных принадлежащих ему объектах общественного питания, нормы постановления № 713 не будут распространяться на такую продукцию;

1.3.  «общественное питание», «продукция общественного питания», «товары», изложенных в подпунктах 1.12, 1.18, 1.29 Закона № 128-З, предпринимательская деятельность, связанная с продажей, в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, субъектом общественного питания из объектов общественного питания продукции общественного питания и (или) товаров, относится к виду деятельности «общественное питание».

С учетом изложенного, для субъекта хозяйствования изготовленная и реализуемая им продукция в рамках деятельности «общественное питания» иным субъектам хозяйствования является продукцией общественного питания, в свою очередь, для субъекта хозяйствования, приобретшего такую продукцию, она становится товаром.

Соответственно, для субъекта хозяйствования, который приобрел указанную продукцию для ее последующей реализации в качестве товара, при формировании цен действуют нормы постановления № 713.

  1. Относится ли к продукции общественного питания приобретенная у иного субъекта хозяйствования продукция, доведенная до готовности и реализуемая субъектом общественного питания в принадлежащем ему объекте общественного питания.

В соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З продукция общественного питания – кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания.

Следовательно к такой продукции относится продукция собственного производства, непосредственно изготовленная (произведенная, переработанная) с использованием продовольственного сырья, полуфабрикатов и (или) доведенная до кулинарной готовности субъектом общественного питания в соответствии с технологическими документами, разработанными таким субъектом на указанную продукцию.

Справочно.

Например, котлеты, изготовленные в объекте общественного питания из имеющегося продовольственного сырья, в том числе из полуфабрикатов, и доведенные до кулинарной готовности относятся к такой продукции.

В свою очередь, доведенное до готовности, например, мучное кондитерское изделие, требующее только разогрева или размораживания, приобретенное у иного субъекта хозяйствования, которое не подвергалось иной дополнительной обработке в соответствии с разработанными субъектом общественного питания технологическими документами и не использовалось в качестве продовольственного сырья, будет относится к товарам.

  1. В рамках государственных закупок.

Постановление № 713 не содержит исключений в части реализации товаров в рамках государственных закупок, что свидетельствует об обязательности соблюдения его требований и в рамках соответствующих отношений.

При этом обязанность соблюдения требований постановления № 713 возложена на лицо, реализующее товары, то есть на поставщика, а не заказчика.

Одновременно в отношении договоров государственных закупок, заключенных до вступления в силу постановления № 713 (до 19 октября 2022 г.), необходимо учитывать следующее.

Поставки, осуществленные во исполнение договоров государственных закупок до 19 октября 2022 г., подлежат оплате по цене, сформированной без учета требований постановления № 713.

С 19 октября 2022 г. реализация товаров должна осуществляться в пределах ограничений, установленных постановлением № 713. В случае, если цена товара по договору государственной закупки превышает допустимые ограничения, то договоры государственных закупок в этой части подлежат приведению в соответствие с нормами данного постановления посредством оформления дополнительного соглашения к ним.

Справочно:

Любые изменения условий договора государственной закупки возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. В случае недостижения согласия об изменении условий договора государственной закупки он может быть расторгнут по соглашению сторон. Если же одна из сторон не соглашается на изменение условий договора государственной закупки или его расторжение по соглашению сторон, вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора государственной закупки.

Отмечаем, что постановление № 713 не дает оснований для увеличения цены договора государственной закупки, если цена товара по договору государственной закупки менее допустимых ограничений.

Кроме того, потенциальному поставщику следует учитывать ограничения, установленные постановлением № 713, при участии в государственных закупках, в том числе при формировании цены своего предложения.

При этом если при проведении электронного аукциона последняя ставка участника превышает величину, рассчитанную с учетом ограничений согласно постановлению № 713, то такому участнику следует воспользоваться частью четвертой пункта 5 статьи 43 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) и уменьшить эту ставку до допустимых размеров.

Если по какой-либо причине участник не уменьшил соответствующую ставку, то договор государственной закупки заключается по сделанной участником-победителем ставке. Внесение каких-либо изменений при заключении договора государственной закупки с учетом положений статьи 24 Закона не допускается.

Вместе с тем для недопущения нарушения поставщиком (исполнителем) постановления № 713 в такой ситуации ему следует после заключения договора государственной закупки инициировать внесение в него изменений в части уменьшения цены до допустимых пределов.

  1. По отнесению товаров к перечню регулируемых потребительских товаров в пределах компетенции разъясняем следующее:

9.1. при отнесении товаров к товарным позициям, включенным в перечень регулируемых потребительских товаров, установленный постановлением № 713, рекомендуем руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений»;

9.2. при отнесении товаров к отдельным товарным позициям, которые не содержат уточнения (дополнительной характеристики), в товарную позицию следует включать все товары (разновидности) указанной товарной позиции, имеющие соответствующую маркировку на товаре, на упаковке, в товаросопроводительных документах, документах о качестве и безопасности товара, например:

  • к позиции 261.«Пылесос напольный» следует относить пылесос напольный бытовой, пылесос строительный и др.;
  • к позиции 273.«Триммер» следует относить триммер, используемый для косьбы, триммер, используемый для парикмахерских, и др.);
  • к позиции 302.«Запасные части к транспортным средствам» следует относить запасные части не только для легковых автомобилей, но и для других транспортных средств;
  • в категорию «ПОСУДА» следует относить виды товаров, включенные в Перечень, из различных материалов (фарфор, фаянс, стекло, пластик, бумага и др.);

9.3. при отнесении товаров к отдельным товарным позициям рекомендуем руководствоваться группой товаров, включенной в постановление МАРТ № 46, например:

  • к товарной позиции 364.«Инструменты» следует относить все виды товаров, указанные в группе «Инструменты» в постановлении МАРТ № 46 (в том числе металлорежущие, слесарно-монтажные, монтажные и др.);
  • к товарной позиции «Игрушки» следует относить все виды товаров, указанные в группе «Игрушки» в постановлении МАРТ № 46 (в том числе игрушки для детей, елочные игрушки).

В том случае, когда по отдельным товарным позициям требуется дополнительное уточнение, возможно также руководствоваться постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 76 «Об утверждении статистического классификатора СК 33.004-2020 «Товары розничной торговли»; постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь».

Дополнительные разъяснения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022г. №713 «О системе регулирования цен»

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», которое вступило в силу с 19 октября 2022 г., и в связи с возникшими вопросами у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его исполнении, Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы:

  1. До какого числа цены на остатки потребительских товаров должны быть приведены в соответствие с нормами постановления № 713?

Постановление № 713 вступило в силу 19 октября 2022 г. В соответствии с частью первой пункта 16 постановления № 713 цены на остатки потребительских товаров должны быть приведены в соответствие в течение пяти рабочих дней, т.е. по 26 октября (включительно).

  1. Какую информацию необходимо указывать в товаросопроводительных документах?

В товарно-транспортной накладной и товарной накладной необходимо указывать следующую информацию, связанную с установлением цен на потребительские товары:

производителям – отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер скидки с отпускной цены, включение в отпускную цену расходов по доставке товара (ФСО или ФСН);

импортерам – отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер скидки с отпускной цены, включение в отпускную цену расходов по доставке товара (ФСО или ФСН);

организациям, осуществляющим оптовую торговлю – отпускная цена производителя (импортера), оптовая надбавка, вид предоставленной производителем (импортером) скидки (с отпускной цены, оптовая), информацию о сумме фактических расходов по доставке товаров (в случае поставки товара от производителя (импортера) на условиях ФСО).

Кроме того, следует указывать иную необходимую информацию о структуре цены в соответствии с частью второй пункта 5 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58.

Одновременно обращаем внимание, что неуказание или указание недостоверных сведений, перечисленных в пункте 12 постановления № 713, при составлении (оформлении) товарных, товарно-транспортных накладных влечет административную ответственность.

  1. Могут ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно импорт и розничную торговлю импортируемыми товарами, устанавливать цену с применением одновременно надбавки импортера и торговой надбавки?

Порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов) утвержден постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее – Инструкция № 55).

В соответствии с нормами Инструкции № 55 отпускная цена – цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им в Республику Беларусь товар для дальнейшей его реализации.

Розничные цены определяются субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Исходя из вышеизложенного, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно импорт и розничную торговлю импортируемыми товарами, могут устанавливать цену с применением одновременно надбавки импортера и торговой надбавки, не выше ограничений, установленных постановлением № 713.

  1. Как формировать цены на товары, произведенные в Республике Беларусь и ввезенные в республику (реимпортированные), предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики?

В соответствии с частью второй пункта 5 Инструкции № 55 опускные цены на товары, произведенные в Республике Беларусь и ввезенные в республику (реимпортированные), предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

  1. Необходимо ли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим импорт товаров, предназначенных для дальнейшей продажи на территории республики, по договорам, заключенным до принятия постановления № 713, составлять обоснование контрактной цены?

В рамках договоров, заключенных до принятия постановления № 713, цены на потребительские товары по которым были согласованы с поставщиками до 19 октября 2022 г., обоснование контрактных цен не требуется.

  1. Необходимо ли обоснование контрактных цен в рамках дилерского договора?

При осуществлении ввоза и реализации товаров в рамках дилерского договора обоснованием контрактных цен будет являться дилерский договор, документы, подтверждающие уровень применяемых контрактных цен (спецификации, инвойс, маркетинговые исследования материнской компании).

  1. Как формируются регулируемые цены на продовольственные товары при реализации товаров в рамках договора комиссии?

При решении данного вопроса необходимо учитывать ограничения, предусмотренные подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», которые касаются поименованных в указанной норме субъектов. Так, субъектам торговлиосуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, субъектам общественного питания, запрещается совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в том числе, заключать между собой для осуществления торговли договор, по которому товары передаются субъекту торговли для реализации третьему лицу без перехода к этому субъекту торговли права собственности на товары, в том числе договор комиссии, договор поручения, смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну группу лиц, либо исполнять такие договоры.

При этом частью первой пункта 15 постановления № 713 предусмотрен запрет на выплату любых вознаграждений (включая комиссионное), за исключением выплаты комиссионного вознаграждения при реализации непродовольственных товаров.

Производители (импортеры) осуществляют формирование розничных цен на непродовольственные товары, реализуемые по договорам комиссии, исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713.

  1. Возможно ли получение оптовой скидки предприятием, которое одновременно осуществляет оптовую и розничную торговлю?

В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 55 субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, которые приобрели товар у производителей (импортеров) на условиях предоставления оптовой скидки и осуществляют реализацию в собственную торговую сеть, применяют торговую надбавку к отпускной цене производителя (импортера), уменьшенной на размер оптовой скидки.

  1. Какой порядок применения предельной максимальной оптовой (торговой) надбавки, если товар был приобретен на условиях оптовой скидки?

В соответствии с частью третьей пункта 10 Инструкции № 55 реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки.

  1. Какой порядок формирования отпускных цен заготовительными организациями?

Порядок формирования отпускных цен заготовительными организациями определен пунктом 6 Инструкции № 55. Так, заготовительные организации устанавливают цены, исходя из цены закупки, расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), в случае если такие ограничения установлены.

  1. Как формировать цену на потребительский товар согласно приложению 1 к постановлению № 713 впервые поступивший в реализацию в субъект торговли?

Цена формируется с учетом ограничений, установленных в приложении 1 к постановлению № 713.